В деревне Озеренск Ельнинского района Смоленской области находится Братская могила советских воинов, павших в боях с гитлеровскими войсками. Один из этих солдат Шумилов А.П. Не мог он - коммунист оставаться дома, даже зная, что оставляет беременную жену и двоих маленьких сыновей. Ради них, ради их светлого будущего он отправился освобождать Родину от фашистов. На войну он ушел добровольцем сразу, как началась война в 1941 году, был ранен, контужен. После госпиталя его комиссовали и отправили домой. Немного подлечившись, он работал на шахте 9/15 треста «Анжероуголь» в должности судебного исполнителя. При отправке очередной группы солдат из Анжеро-Судженского военкомата, его назначают сопровождающим до г. Новосибирска. С этой группой он снова отправляется на фронт добровольцем, назначается старшиной в 49 гвардейскую танковую дивизию. Больше семья его не видела, приходили от него письма, но они не сохранились. Вспоминая свое детство, Любовь Александровна очень сетует, что мама не сохранила их. Остались только довоенные фотографии и похоронка, которые она бережёт. Память о нем она пронесла через все свою жизнь. А любовь и уважение к нему передала и своим детям. На праздник Победы с детьми и внуками ходит она к обелиску воинам-землякам, павшим на фронтах ВОВ, возложить цветы.
Как жилось в то страшное время маленькой Любе? Трудное военное время она, конечно, не помнит, слишком мала была. Но можно представить, какие трудности пришлось пережить ее маме, оставшись с тремя детьми на руках. В семье уже было два сына: Борис 1932 г. р. и Виктор 1937 г.р. Есть было нечего, ходили голодные, спасались тем, что в лесу собирали и в речке ловили рыбу. Причем ореховать запрещали, если увидит уполномоченный, который объезжал участки на коне, избивал плетями и отбирал добычу. По весне собирали на полях гниль и жарили «тошнотики», суп варили из крапивы. Борис после 5 класса, пошел учиться в 43 училище, а 14 лет он уже работал на машзаводе. В семье Борис стал единственным кормильцем, не считая пособия за погибшего на фронте отца. Жили в центральной части города в доме барачного типа, где занимали две маленькие комнатки. Интерьер состоял из скамейки, двух табуреток, стола и двух кроватей. Пол не покрывался краской, и Любовь Александровна вспоминает как его скоблила косырем (специальный большой широкий нож), чтобы он блестел чистотой. Возле дома был земельный участок, на котором выращивали овощи, правда, вместо картошки сажали «глазки», семян не было. Воду носили из колонки. Так жили почти все. Когда закончилась война, семьи, где фронтовики вернулись домой, стали жить лучше. В их же семье ничего не менялось.
В 1950 году Любовь пошла в учиться в 1 класс школы №11. Любе очень нравилось учиться, по всем предметам она получала только хорошо и отлично. Была заметной девочкой в школе. Карие глаза, темноволосая, с длинными, упругими косами, маленького росточка, стройная она держалась очень прямо. Люба была обыкновенной девочкой – озорной и веселой, и в меру кокетливой. И все же она отличалась упорством в достижение задуманного, неиссякаемой энергией. Хотела много знать и уметь. Она была общительной и справедливой, имела много друзей и подруг. И в школе и на улице она - лидер. Люба никогда не забывала своего отца, гордилась им и всегда хотела быть достойной его памяти. Она одной из первых в классе была принята в комсомол. В то время первыми принимали, кто хорошо учится и активно работает в отряде и дружине. В старших классах ее избирают секретарем комсомольской организации школы. Работы было много: подготовка и проведение комсомольских собраний, организация встреч с интересными людьми, сбор металлолома и макулатуры, контроль за работой вожатых, организация тимуровской работы и туристических походов. Было в школе интересно и ей с друзьями не хотелось уходить домой. Сколько энергии было у них и желания что-то делать полезное!
После окончания школы Люба работает в родной школе пионервожатой. Она не могла поехать в другой город учиться, т.к. очень сильно заболела мама и ей надо было за ней ухаживать. Чуть позже Любовь Александровна закончила два института с отличием: Кемеровский государственный педагогический институт (1963-1967 гг.) по специальности учитель русского языка и литературы и Кемеровский государственный институт культуры (1970-1975 гг.) по специальности библиотекарь-библиограф. После окончания первого института она работала в редакции газеты «Борьба за уголь» в отделе писем, корректором. Затем работала учителем в школе №36, в школе №3 учителем и библиотекарем, в центральной библиотеке заведующей кафедрой юношества, а позже в школе №32 учителем и библиотекарем. С радостью она шла на работу, отдавая свои знания, опыт и любовь к книгам детям.
|