Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики
Степанова Ольга Викторовна,
учитель математики
МАОУ «ООШ №32» г.Анжеро-Судженск Кемеровской области
Текст аннотации: В ходе использования исследовательской и проектной деятельности наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
10% от того, что они читают; 26% от того, что они слышат; 30% от того, что они видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с другими; 80% от того, что основано на личном опыте; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 95% от того, чему они обучаются сами.
Метод проектов и исследований не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения.
Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Цель проектно-исследовательской деятельности (в рамках ФГОС 2 поколения): формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи: (решаемые при проектно-исследовательской деятельности)
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации проектно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
- образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
- факультативные занятия (элективные курсы), предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
- ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Существуют различные точки зрения авторов на содержание этапов проектно-исследовательского обучения. М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова обозначают два подхода, определяющие этапы работы над проектом: конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы) и педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая и индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта).
Все существующие подходы схожи в изначальном выделении и поставке проблемы, выработке гипотез по ее решению, поиске путей решения, формулировании выводов и представлении полученных результатов.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Подводя итог, хочется сказать, что одним из путей личностного самоопределения учащегося является включение в исследовательскую и проектную деятельность. Оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, поэтому часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.
Творчество – прекрасное состояние – столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви»? (Рэй Бредбери) То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезет.
Учитель должен позаботиться о создании условий, в которых ученик с удивлением ощутит себя творцом.
Список литературы
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [ текст] / Асмолов А.Г.. – М. Просвещение, 2010.-159с.
- Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. организаций [текст]/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013.-176с.
- Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности
URL: http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij
- Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования // Первое сентября. - №5 – 2008 г. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504
|