Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 27.12.2024, 02:20
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ Анжеро-Судженского городского округа
"Основная общеобразовательная школа № 32"

Меню сайта
Билет в будущее
#ПазлДобра
РДШ "Союз"
Здоровая Россия
ТОСЭР
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методический кабинет » Математика

Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики
01.09.2015, 14:18

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики

Степанова Ольга Викторовна,

учитель математики

МАОУ «ООШ №32» г.Анжеро-Судженск Кемеровской области

Текст аннотации: В ходе использования исследовательской и проектной деятельности наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

 

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

10% от того, что они читают; 26% от того, что они слышат; 30% от того, что они видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с другими; 80% от того, что основано на личном опыте; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; 95% от того, чему они обучаются сами.

Метод проектов и исследований не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован Стандартами 2 поколения.

Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Цель проектно-исследовательской деятельности (в рамках ФГОС 2 поколения): формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Задачи: (решаемые при проектно-исследовательской деятельности)

Формирование личностных УУД:

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
  • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

  • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
  • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

  • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

  • Сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации проектно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

  • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
  • факультативные занятия (элективные курсы), предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Существуют различные точки зрения авторов на содержание этапов проектно-исследовательского обучения. М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова обозначают два подхода, определяющие этапы работы над проектом: конструкторский (поисковый, конструкторский, технологический, заключительный этапы) и педагогический (выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая  и индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта).

Все существующие подходы схожи в изначальном выделении и поставке проблемы, выработке гипотез по ее решению, поиске путей решения, формулировании выводов и представлении полученных результатов.

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Подводя итог, хочется сказать, что одним из путей личностного самоопределения учащегося является включение в исследовательскую и проектную деятельность. Оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, поэтому часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.

Творчество – прекрасное состояние – столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви»? (Рэй Бредбери) То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезет.

Учитель должен позаботиться о создании условий, в которых ученик с удивлением ощутит себя творцом.

 

 

Список литературы

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [ текст] / Асмолов  А.Г.. – М. Просвещение, 2010.-159с.
  2. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразоват. организаций [текст]/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013.-176с.
  3. Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

URL: http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij

  1. Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования // Первое сентября. - №5 – 2008 г. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800504

 

Категория: Математика | Добавил: Сорокина
Просмотров: 2006 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Минпросвещения РФ
Электронный журнал
Приём в 1ый класс
ГОСУСЛУГИ

652024, Кемеровская область, Анжеро-Судженский ГО, ул. Динамитная, 33, e-mail:anschool32as@mail.ru
Бесплатный хостинг uCoz